В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании Решения Воткинской городской Думы от 26.11.2008 № 403 «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Воткинск», постановления Администрации города Воткинска от 06.10.2021 № 1374 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на среднесрочный период», руководствуясь Уставом муниципального образования «Город Воткинск», Администрация города Воткинска п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на 2026-2028 годы.
2. Настоящее постановление разместить в сетевом издании «Официальные документы муниципального образования «Город Воткинск».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации по экономике, финансам и инвестициям.
Глава муниципального образования А.В. Заметаев
Приложение к постановлению Администрации г. Воткинска от 30.10.2025 № 1335
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Воткинск" на 2026-2028 годы
1. Показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск" на 2026-2028 годы
|
№ п/п |
Показатели |
Ед.изм. |
2023 год факт |
2024 год факт |
2025 год оценка |
2026 год, прогноз |
2027 год, прогноз |
2028 год, прогноз | |||
|
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант | ||||||
|
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям) |
млн.руб. |
73 784,4 |
99 045,1 |
123 806,4 |
136 187,0 |
148 567,7 |
142 996,4 |
170 852,8 |
150 146,2 |
191 355,2 |
|
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году
|
138,4 |
121,3 |
121,6 |
103,5 |
113,1 |
101,1 |
109,6 |
100,6 |
107,4 | |
|
2 |
Объем розничного товарооборота |
млн.руб. |
11 472,4 |
13 592,7 |
15 227,9 |
16 141,6 |
16 898,4 |
16 948,6 |
18 583,3 |
17 791,0 |
20 430,7 |
|
Темп роста в сопоставимых ценах |
% к предыдущему году
|
112,4 |
108,2 |
104,9 |
101,9 |
106,7 |
101,0 |
105,7 |
100,9 |
105,7 | |
|
3 |
Инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
млн.руб. |
5 662,6 |
10 110,3 |
11 626,8 |
12 266,3 |
12 789,5 |
12 879, 6 |
14 068,5 |
13 523,6 |
15 475,3 |
|
Темп роста в сопоставимых ценах |
% к предыдущему году
|
235,2 |
165,0 |
107,1 |
99,7 |
104,3 |
100,4 |
105,7 |
100,7 |
105,7 | |
|
4
|
Фонд заработной платы по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
млн.руб. |
18 099,0 |
22 565,3 |
27 520,3 |
29 635,3 |
31 435,8 |
31 134,2 |
34 476,0 |
32 435,6 |
37 130,2 |
|
Темп роста |
% |
122,0 |
124,7 |
122,0 |
107,7 |
114,2 |
105,1 |
109,7 |
104,2 |
107,7 | |
|
5
|
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
руб. |
61 440,8 |
76 341,5 |
91 609,8 |
97 106,4 |
100 770,8 |
101 961,7 |
108 832,4 |
106 040,2 |
116 450,7 |
|
Темп роста |
% |
116,8 |
124,3 |
120,0 |
106,0 |
110,0 |
105,0 |
108,0 |
104,0 |
107,0 | |
|
6 |
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс.чел. |
96,341 |
95,587 |
94,825 |
94,226 |
94,255 |
93,687 |
93,797 |
93,201 |
93,449 |
|
7 |
Среднесписочная численность работников предприятий (по крупным и средним организациям) |
тыс.чел. |
24,584 |
24,632 |
25,034 |
25,432 |
25,996 |
25,446 |
26,398 |
25,490 |
26,571 |
|
8 |
Численность зарегистрированных безработных на конец года |
чел. |
135 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
|
9 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
0,30 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
|
10 |
Количество малых и средних предприятий, в том числе микропредприятий |
единиц |
2 642 |
2 934 |
2 939 |
2830 |
2886 |
2880 |
2941 |
2930 |
2974 |
|
11 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым и средним предприятиям (включая микропредприятия, самозанятых) |
чел. |
12 405 |
14 122 |
15 118 |
15 100 |
15 296 |
15310 |
15693 |
15680 |
15956 |
2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на 2026-2028 годы
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на 2026-2028 годы (далее Прогноз) разработан в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Удмуртской Республики от 18.12.2014 № 81-РЗ «О стратегическом планировании в Удмуртской Республике», постановлением Администрации города Воткинска от 06.10.2021 № 1374 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на среднесрочный период».
Разработка Прогноза осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
Прогноз основывается на итогах социально-экономического развития города Воткинска за 2023 - 2024 годы и ожидаемых результатах в 2025 году, прогнозных материалах крупных промышленных предприятий города Воткинска.
Общая оценка достигнутого уровня социально-экономической развития муниципального образования «Город Воткинск».
Структура экономики города Воткинска исторически сложилась как монопрофильная и узкоспециализированная. Основой экономического развития является промышленность, которая специализируется на машиностроении. На предприятиях города Воткинска производят специальную технику, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, электротехническое оборудование, оборудование для атомной промышленности, потребительские товары и многое другое.
АО «Воткинский завод» является градообразующим предприятием, и от его финансовой деятельности в первую очередь зависит экономика города. По итогам 2024 года доля градообразующего предприятия в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства составила 77,9 %, на предприятии работает 30,13% экономически активного населения города, завод обеспечил 37,8% налоговых доходов городского бюджета.
Экономическая ситуация 2024 года характеризовалась положительной динамикой основных отраслей за счет адаптации экономики к новым внешнеэкономическим вызовам, что оказало положительное влияние на динамику показателей социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск».
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг за 2024 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 21,3 % в сопоставимых ценах и составил 99045,1 млн. руб.
Общий объем инвестиций в основной капитал составил в 2024 году 10110,3 млн. рублей или 165 % к уровню 2023 года в сопоставимых ценах.
Розничный товарооборот по крупным и средним организациям сложился на уровне 13592,7 млн. рублей, что на 8,2 % выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.
За 2024 год среднемесячная начисленная заработная плата по городу Воткинску составила 76341,5 рублей, по сравнению с 2023 годом увеличилась на 24,3%.
Уровень безработицы в городе остается рекордно низким. По состоянию на 31 декабря 2024 года уровень безработицы составлял 0,12%.
Демографическая ситуация характеризовалась увеличением естественной и миграционной убыли населения.
Оценка факторов и ограничений экономического роста муниципального образования «Город Воткинск» на среднесрочный период.
Прогноз разработан в двух вариантах – консервативном и базовом.
Консервативный вариант основан на предпосылках к ухудшению внешнеэкономических условий, усиления санкционного давления через вторичные санкции и сдержанном темпе экономического роста.
Консервативный сценарий предполагает более медленное смягчение денежно-кредитных условий. Это приведет к более низким темпам кредитования экономики, что отразится на инвестиционной и потребительской активности.
Базовый вариант прогноза социально-экономического развития основан на предпосылках о сохранении текущего уровня санкционного давления на российскую экономику. В базовом варианте заложена учтены следующие тенденции:
- рост выпуска продукции в обрабатывающей промышленности, в основном за счет отраслей машиностроительного комплекса, ориентированного на внутренний спрос;
- сохранение низкого уровня безработицы, конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработных плат.
Направления социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск».
Демографическая ситуация в городе характеризуется снижением численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.
По состоянию на 1 января 2025 года численность постоянного населения г. Воткинска составляла 95137 человек. За первое полугодие 2025 года отмечается снижение естественной убыли на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
По оценке, в ближайшее время не предвидится существенного изменений сложившейся демографической тенденции. При этом в базовом варианте предусматривается дальнейшее снижение миграционного оттока и естественной убыли населения. Консервативный вариант отражает сохранение негативных тенденций. Ожидается, что в 2028 году численность населения города Воткинска составит по базовому варианту 93449 человек, по консервативному - 93201 человек.
По предварительным данным, по итогам 2025 года ожидается дальнейший рост объемов производства, индекс промышленного производства в целом составит 121,6 %. Основными драйверами роста выступают отрасли реального сектора, прежде всего, обрабатывающая промышленность. Что связано с ростом внутреннего спроса, реализацией программ импортозамещения, а именно наращивание производства отечественных товаров и услуг. В среднесрочной перспективе до 2028 года прогнозируется продолжение роста промышленного производства.
По итогам года ожидается замедление динамики инвестиций в основной капитал с учетом высокой базы прошлых лет – рост в реальном выражении в 2025 году на 7,1% после роста на 65 % в 2024 году. При складывающихся жестких денежно-кредитных условиях в 2026 году рост инвестиций прогнозируется на 4,3 %.
В 2027 и 2028 годах с учетом постепенного смягчения параметров денежно-кредитных политики ожидается увеличение темпов роста инвестиционной активности – до 5,7 %.
С начала 2025 года отмечается замедление прироста заработной платы. Так, увеличение заработной платы за I полугодие 2025 года составило 20,7 % (22,5 % в 2024 году). По итогам 2025 года ожидается рост заработной платы на уровне 20 %. В прогнозном периоде, с учетом высокой базы прошлых лет, рост заработной платы оценивается в пределах 10-7 %. В 2028 году среднемесячная начисленная заработная плата достигнет 116 450,7 рублей.
В 2025 году розничный товарооборот оценивается на уровне 15 227,9 млн. руб., что на 4,9% выше уровня 2024 года в сопоставимых ценах.
В среднесрочной перспективе, на фоне смягчения денежно-кредитной политики, планируется увеличение розничного товарооборота на 6,7 – 5,7% в сопоставимых ценах.
C 2023 года отмечается рост количества субъектов МСП. За 2024 год численность субъектов МСП выросла на 292 ед. и составила 2934 ед. Увеличивается и численность занятых в секторе малого предпринимательства. В 2024 году численность занятых составила 14122 человек, что на 1346 человек выше уровня 2023 года. В 2025 году по предварительным данным численность субъектов МСП составит 2939 ед., занятых - 15188 человек.
В 2026 году в связи с планируемыми изменениями в Налоговый Кодекс и увеличением налоговой нагрузки на субъекты МСП, применяющие упрощенные системы налогообложения, прогнозируется уменьшение численности индивидуальных предпринимателей и микропредприятий.
В прогнозируемом периоде 2027 - 2028 годов ожидается восстановление и увеличение, как числа субъектов МСП, так и численности работающих на них.
Прогноз баланса трудовых ресурсов.
В 2025 году среднесписочная численность работников крупных и средних организаций оценочно составит 25034 человека, рост 101,6%. Увеличение численности рабочей силы связано с ростом потребности в трудовых ресурсах на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, повышением заработной платы на предприятиях.
В прогнозном периоде планируется незначительный прирост среднесписочной численности работающих в среднем на 1,5%.
Ситуация на рынке труда в 2025 году продолжит оставаться стабильной – уровень безработицы по итогам года оценивается на уровне 0,12 %.
До конца 2028 года ожидается сохранение стабильной ситуации на рынке труда, уровень регистрируемой безработицы прогнозируется не более 0,12%.
Основным фактором, влияющим на баланс трудовых ресурсов, является высокий спрос на рабочую силу.